Физическая
культура личности
- это социально-детерминированная область общей культуры человека,
представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние,
характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического
совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных
Физическая
культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная
двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных
ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования
человек. Физическая культура личности - это социально-детерминированная область
общей культуры человека, ценностей, приобретенных в результате воспитания и
интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа
жизни, духовности и психофизическом здоровье.
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями. Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством). Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями. Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством). Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
В
данной структуре физическая культура личности является сложным системным
образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют
и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют
кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности;
мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на
проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации
выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни,
профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются
главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности
в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень
здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей
личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально
значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом;
социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие
культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные
ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое
воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт
(их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная
реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является
сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного
компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности
отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической
культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность
физического. Деятельная часть физической культуры представлена процессом
физического воспитания. Физическое воспитание – это педагогический процесс,
направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного,
морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение
работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека. Ю.И.
Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса,
специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении
развитием и совершенствованием физических качеств человека. Однако, на наш
взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического
воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как
в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Ж.К. Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает,
что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание
физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и
формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями. Наиболее
точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым.
Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный
процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий
обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные
умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических
качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой
основе становлению и развитию свойств личности. Таким образом, современные
представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной
характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное,
психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое
понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе
ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической
культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность,
направленная на физическое совершенствование человека. Эмоционально-целостное
отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не
наследуется, оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и
эффективно развивается с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением
инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.
Выносливость,
сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его
работоспособности могут быть приобретены только путем использования эффекта
целенаправленного организационного процесса адаптации организма к физическим
нагрузкам определенного содержания, объема и достаточной (разумной)
интенсивности.
Зам.директора по
ВР Кеда С.Б.
Комментариев нет:
Отправить комментарий